Психология младшего школьника - Педагогіка, психологія - Все для вчителя: навчання і виховання - Каталог статей - Мирненська загальноосвітня школа
Головна | Реєстрація | Вхід | RSSСубота, 03.12.2016, 08:43

Пошук
Меню сайту
Категорії розділу
Методика [10]
Педагогіка, психологія [2]
Свята і пам'ятні дати моєї Батьківщини [24]
Розраховано на школярів, їхніх дбайливих батьків, учителів та всіх, хто цікавиться вітчизняною культурою та історією.
До уваги ...! [1]
Керівникам навчальних закладів, вчителям, учням та їх батькам.
Погода
Погода в Украине
Календар
Теги
Наше опитування
Я шукаю:
Всього відповідей: 4499
Колеги




Презентації для дітей

Учитель географії

www.rbdut.com.ua
 Заступник з виховної роботи Журнал Дніпро
Академія Саморобкіна
Шкільна бібліотека
Шкільні твори з української та зарубіжної літератури
Підручники для підготовка до ЗНО з історії України
Володарське НВО
Сайти шкіл Оріхівського району:
Малотокмачанська ЗОШ І-ІІІ ступенів
Новоіванівська ЗОШ І-ІІІ ступенів
Оріхівська гімназія № 1 «Сузір’я»
Освітянам
У Міністерстві освіти і науки України
Запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
Відділ освіти Оріхівської РДА
Оріхівський районний методичний кабінет
Форум директорів шкіл України
Освітній Інтернет портал Офіційний веб-сайт ПОІППО імені М.В. Остроградського
Партнери
Каталог MyList.com.ua каталог сайтів
Украинский портАл Освітній портал
a d d . i n . U A
Безкоштовний каталог сайтів Звір - Білий український каталог сайтів, безкоштовна розкрутка сайтів, реєстрація в каталозі [Vox.com.ua] Портал українця
Корисні посилання
Работа, персонал и трудоустройство в Киеве и Украине
карта Киева
Каталог для ваших сайтов
Статистика

Рейтинг сайта в веб-каталоге misto.zp.ua
Наша кнопка

Форма входу
Логін:
Пароль:

Каталог статей

Головна » Статті » Все для вчителя: навчання і виховання » Педагогіка, психологія

Психология младшего школьника

В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие ребенка, вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов не одинакова у разных детей. Мышцы становятся крепче и сильнее, соответственно увеличиваются физическая сила и выносливость как мальчиков, так и девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и других психических функций. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную деятельность, требующую высокой координации движений. Двигательная деятельность в этот период интенсивно развивается. Важным фактором физического развития ребенка является состояние здоровья, которое позволяет детям более активно заниматься как физическим, так и умственным трудом.

Большинство детей психологически подготовлены к школе, и они идут в школу с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных интересов и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль в развитии его личности. В процессе учебной деятельности происходят изменения ученика прежде всего на уровнях общего и умственного развития: в знаниях, навыках, умениях, обучаемости, в сформированности отдельных сторон учебной деятельности, в характере умственных операций, особенностях личности — он становится учеником, школьником. Атмосфера новизны и праздничности первых дней пребывания в школе определяет позитивное отношение детей к учебе и создает благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение в учебном процессе придается постановке ближних и дальних целей. Тем более что первоначально мотивы долга и ответственности первоклассником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются. Педагогу необходимо формировать ответственное отношение школьника к учению, которое должно проявляться в его умении сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам.

Труд младшего школьника приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание.

По мере включения ребенка младшего школьного возраста в учебную, трудовую и общественную деятельность происходит дальнейшее развитие его психики, формируются основные психологические новообразования: абстрактное мышление, произвольность и управляемость психических процессов, рефлексия, самоконтроль, самооценка.

Первоклассник еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Хотя произвольность внимания и восприятия формируется уже в дошкольном возрасте, младший школьник не умеет управлять этими процессами, он пока не способен самостоятельно анализировать тот или иной предмет. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто ученик не может сосредоточить свое внимание на чем-либо из-за недостаточного развития мышления. Поэтому развитие мышления и познавательных интересов способствует развитию внимания младшего школьника, а впоследствии формированию внимательности как важному качеству личности. Большие изменения происходят в психических процессах, связанных с памятью. Младшие школьники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу, пользоваться мыслительной операцией воспроизведения при заучивании наизусть (в основном с опорой на текст). К припоминанию прибегают реже, так как оно связано с особым умственным напряжением.

Со временем дети при воспроизведении учебного материала осваивают такие логические операции, как систематизация, обобщение, что приводит к более свободному и связному изложению мыслей. Конкретно-образный характер памяти младших школьников наиболее ярко проявляется в работе с текстом. В настоящее время считается установленным и признанным фактом то, что умственные возможности каждого школьника шире, чем представлялось ранее: при специальной методической организации обучения они могут усваивать абстрактные построения, теоретические положения (разумеется, в адаптированном варианте). В современной начальной школе большое внимание уделяется формированию у учащихся научных понятий.

Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход к все более адекватному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний.

Ко 2 классу детское воображение становится более реалистичным, что обусловливает развитие критического мышления. Изменяется общий характер эмоционально-чувственных переживаний младшего школьника в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности. Доброжелательный стиль общения, поддерживаемый учителем в учебно-воспитательном процессе, передается и ученику. Ранее наблюдавшиеся импульсивность, несдержанность чувств, повышенная эмоциональность уступают место осознанности в проявлении эмоций и чувств, устойчивости эмоциональных состояний.

С поступлением в школу изменяется и образ жизни ребенка в целом, меняется ее режим, складываются новые отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем. В начале обучения взаимоотношения во многом определяются педагогом, идут через него, через организацию учебно-воспитатель¬ной работы детей. Учитель оценивает успехи, неудачи в учебе школьника, его нравственные качества в различных жизненных ситуациях, а сверстники воспринимают все это как основную характеристику личностных качеств товарищей. Эмоциональные связи и отношения начинают подкрепляться нравственными оценками поведения каждого ребенка. У некоторых детей возникает* желание подражать хорошему поведению товарищей и порицать плохое.

В 3—4 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения являются основой создания группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2—3 в первых классах до 5—6 в четвертых. И если вначале внешние факторы (сидят рядом) служили причиной объединения детей, то позже — общность интересов, нравственных качеств. Учебная, общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Положение же ученика в группе, его статус может быть разным: благоприятным и неблагоприятным. В первом случае школьник с желанием идет в школу, он активен в учебной и общественной работе и позитивен по отношению к коллективу. Во втором — возникает неудовлетворенность ученика своим положением со всеми вытекающими отсюда последствиями, иногда весьма негативными в плане нравственного развития.

Очень важно знать, что статус ученика в системе межличностных отношений класса складывается в первые два года обучения в школе и является весьма устойчивым, влияя и на его социальное развитие, и на его отношение к товарищам, к классному коллективу и школе в целом.

Категорія: Педагогіка, психологія | Додав: Валентина (06.04.2010)
Переглядів: 8926 | Теги: Наші діти | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Copyright ... © 2016
Конструктор сайтів - uCoz